Журнал «Смена», №13(1467), июль 1988 (Евгений Федоров), «Под знаком скорпиона»

Популярнейшая рок-группа из ФРГ СКОРПИОНС — в Советском Союзе! В принципе, любители рок- и поп-музыки морально были готовы к сюрпризам, которые временами дарит им Госконцерт. И все же, чтобы СКОРПИОНС!.. В возможность ее приезда верили очень немногие, потому что:

 SCORPIONS…эта группа уже многие годы находится среди лидеров «хард-н-хэви»…

 …композиции СКОРПИОНС являются украшением фонотек всех «металлистов»…

 ..название этой группы сегодня можно прочесть не только на конвертах дисков, но и на стенах школ, техникумов и других общественных помещений…

 …даже в самом слове СКОРПИОНС заложена некая колючесть, жесткость и экспрессивность, которыми отличается «тяжелая» музыка. Поклонники рок-н-ролла вообще и «хэви метл», в частности, получили возможность лично убедиться в высоком качестве «металла» с клеймом СКОРПИОНС. В течение десяти дней эта группа выступала в совместных концертах с группой ПАРК ГОРЬКОГО в ленинградском спортивно-концертном комплексе имени В. И. Ленина.

 Историческая справка. Группа СКОРПИОНС появилась на свет более двадцати лет назад. Создали ее вокалист Клаус Майне и гитарист Рудольф Шенкер. Успех к СКОРПИОНС пришел не сразу: часто менялся состав: пластинки раскупались туго. Но, как известно, терпение и труд… В общем, к концу семидесятых «скорпионы» выходят в лидеры рок-марафона на дорожке «хард-н-хэви».

 Переломным моментом в судьбе группы можно назвать выход альбома «Лавдрайв». Успех удалось закрепить: следующие диски группы «Энимал Магнетизм», «Блэкаут», «Лав Эт Фёст Стинг» завоевали всемирную аудиторию. СКОРПИОНС много гастролировали, что тоже положительно сказалось на подъеме их популярности…

Сейчас в состав группы входят: Клаус Майне (вокал), Матиас Джабс (гитара), Рудольф Шенкер (гитара), Францис Буххольц (бас-гитара). Херман Раребелл (ударные).

 ПАРК ГОРЬКОГО — совсем молодой коллектив: он существует немногим более полугода. Идея создания ПАРКА родилась у Стаса Намина после гастролей по США, Канаде и участия в фестивале в Японии. Было решено создать универсальную группу, музыка которой была бы понятна и близка людям на всех континентах… ПАРК ГОРЬКОГО объединил опытных музыкантов в лице Николая Носкова (вокал), Алексея Белова (гитара), Яна Яненкова (гитара), Александра Минькова (бас-гитара), Александра Львова (ударные)…

 «Какие нервные лица — быть беде. Я помню, было небо, я не помню, где…» Эти строки из песни Бориса Гребенщикова «Рок-н-Ролл Мертв» как нельзя лучше отражают атмосферу первого дня концертов в городе на Неве. То, что случилось, как говорится, невероятно, но факт. СКОРПИОНС… испугались! Испугались играть на одной сцене с группой из Москвы ПАРК ГОРЬКОГО. Этот новый коллектив довольно быстро набирает очки в актив своей популярности, и СКОРПИОНС решили, что это одна из лучших групп Советского Союза (утвердились они в этом мнении после прослушивания фонограммы ПАРКА ГОРЬКОГО). Сыграло свою роль еще и то обстоятельство, что пластинки СКОРПИОНС у нас не выходили, рекламы практически никакой. Да и вообще «Россия — загадочная страна…».

 В общем, чтобы вдруг не провалиться на фоне ПАРКА, музыканты из ФРГ решили отработать первый концерт, так сказать, соло. Напрасно что-то нервно доказывал перед концертом гостям продюсер группы Стае Намин, хлопотали операторы и настройщики — музыкантам из ПАРКА не дали возможности даже подняться на сцену, чтобы настроиться. Что ж. гости из ФРГ в данном случае были хозяевами положения — их «свет», их аппаратура. В конце концов, их гастроли… Пришлось смывать грим ребятам из ПАРКА ГОРЬКОГО. Скажу сразу, что так случилось только один раз. В дальнейшем группы довольно мирно уживались на одной сцене. Но этот «штрих» дает повод для некоторых размышлений.

 В последнее время все больше и больше советских рок-групп выступает за рубежом — на всевозможных фестивалях, конкурсах и просто с гастролями. И если раньше в список «выездных» попадали три-четыре команды, то теперь их значительно больше. Это радует, поскольку чем больше будут знать нашу культуру за рубежом, тем теплее станет международный климат. Но так как заграничные гастроли наших рок-групп у нас почти не освещаются, трудно получить ответ на принципиальный вопрос: достигли ли наши избранные группы хотя бы среднемирового уровня? Большая часть знатоков отечественного рока настроена довольно скептически, и разубедить ее трудно.

 Так вот, реакция СКОРПИОНС на ПАРК ГОРЬКОГО еще раз подтверждает, на мой взгляд, что и наши уже могут, уже готовы конкурировать на международной сцене. И хочется верить, что узнаем мы, наконец, об их триумфах или провалах не только из коротеньких сообщений корреспондентов ТАСС… Но вернемся из светлого будущего на концерты СКОРПИОНС в Ленинграде.

 SCORPIONSОдин из самых больных вопросов организации гастролей рок-звезд в столице — «стоячий» партер. За рубежом многолетняя практика рок-концертов приучила музыкантов видеть зрителей у самой сцены. Есть люди, которые любят слушать стоя, танцевать, прыгать и другими столь же динамичными способами выражать свои эмоции. Музыкантам такой партер помогает «подзаряжаться» от публики, видеть ее реакцию, сразу же входить в контакт со зрителями… Это понятно и объяснимо.

 В Москве таких прецедентов еще не было: тот, кто вскакивал или начинал танцевать, нервировал милицию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Короче, хорошего мало — и для зрителей, и для музыкантов, и для милиции. Но зато кто-то, перестраховавшись, спал спокойно.

 В Ленинграде «стоячий» партер был. И сразу — совершенно иная атмосфера концертов. Несколько тысяч молодых людей заполнили пространство между сценой и трибунами. Причем собрались «металлисты» и музыка была заводная. И… ничего страшного не произошло. Контакт был идеальный для рок-концерта. Ну, а «металлическая» публика? Ведь сколько было статей о безобразном и разнузданном поведении этой части молодежи на концертах «тяжелых» групп!

 Концерты в Ленинграде показали, что вся «разнузданность» любителей «металла» объясняется тем, что концерты «хэви» обычно проводятся по правилам концертов, скажем, эстрадно-симфонических оркестров. Но ведь сама рок-музыка диктует иные формы восприятия, иную реакцию у зрителей. Отсюда — и шокирующее поведение публики и музыкантов… Чтобы этого не было, может, просто правила изменить? Как это было в Ленинграде. И результат налицо: зал, точнее партер, танцевал. Одним словом, праздник состоялся!

 SCORPIONSТеперь — о музыке СКОРПИОНС.

 Что больше всего запомнилось на концерте? Прежде всего, высочайший профессионализм группы из ФРГ. Профессионализм во всем, начиная от идеальной сыгранности музыкантов и кончая доведенной до автоматизма работы свето- и звукорежиссеров, рабочих сцены. Звучание — словно на пластинке: сценография концерта отточена — каждый знает, где, как и когда ему нужно быть и что делать. Световое шоу — выше всяких похвал. Запоминаются три огромных треугольника, оснащенные сотнями осветительных приборов. Во время концерта они меняли свое положение в зависимости от накала песни. Ну и. конечно, «дымы», «пушки» — все это использовалось в меру и со вкусом.

 Примечательно. что костюмы «скорпионов» не отягощены металлическими атрибутами, как у многих наших музыкантов — приверженцев «хэви метл». Двигаются они на сцене свободно, но опять-таки без стереотипных поз и построений.

 Музыка СКОРПИОНС отличается, как ни парадоксально, мелодизмом. Взять хотя бы композицию «Тайм» («Время») или «Холидей» («Праздник») — они полны самого настоящего лиризма!

 На концерте эти песни прошибали до слез юных «металлисток». Это еще одно доказательство, что «металл» «металлу» — рознь. И для того, чтобы завоевать самую широкую аудиторию, одной бесчувственной энергетики недостаточно. Нужна… музыка.

 Голос солиста Клауса Майне силен и чист и. главное, оригинален. Для «хэви» — это очень важный фактор, который обеспечивает группе добрую половину успеха. И еще деталь: у СКОРПИОНС нет лидера, нет и музыкантов второго плана. Есть коллектив, где «один за всех и все за одного».

 Отрадно, что на этом блестящем фоне совсем не блекло выглядела группа ПАРК ГОРЬКОГО. К тому же надо учесть — играли наши музыканты практически без световой поддержки, без звуковых эффектов — СКОРПИОНС не разрешили.

 Прогнозировать в рок-музыке — все равно что гадать на кофейной гуще, но, думается, ПАРК ГОРЬКОГО еще себя проявит.

 SCORPIONSСразу же после гастролей в СССР СКОРПИОНС летит за океан, где у нее запланированы концерты на самых больших стадионах США. На пресс-конференции музыканты из ФРГ сетовали на то, что не смогли выступить в других городах Союза, но обещали приехать еще раз…

 О чем еще говорили? О дружбе, о взаимопонимании, о мире. О том, что волнует, наверное, всех музыкантов. Рассказывали о долгом, тернистом пути группы к успеху; о том, что больше любят играть на концертах, нежели работать в студии: о своих детях, которые полностью разделяют любовь своих отцов к «тяжелому» року… Название группы сами музыканты объясняли так: скорпион — маленькое агрессивное существо, у которого на кончике хвоста — жало. Это «жало» музыканты используют для инъекции положительных эмоций слушателям.

 Начало турне СКОРПИОНС совпало с выходом их нового альбома «Сэвэдж Эмьюземент» («Дикое Развлечение»), на который музыканты возлагают большие надежды… Надежды подняться на новую ступень «металлической» лестницы.

Евгений ФЕДОРОВ